Содержательно обособленный объект,
предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме. В
качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы,
электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент,
презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель
(в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать
представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной
среды) и т.д.
В документах НФПК (Национального фонда подготовки
кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку
программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и
жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии (и говоря об
этом достаточно упрощенно), в настоящее время предлагается к разработке и
применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
·
ЦОРы – как отдельные «цифровые
содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного
фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному
учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей
методической поддержкой;
·
ИУМК («инновационные
учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента
(обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной
программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все
требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных
знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий
коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического
сопровождения;
·
ИИСС (информационные источники
сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть
отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем
базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный
материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный
характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
ЦОР -
цифровой образовательный ресурс != учебный объект
Важное отличие, поскольку
про ЦОРы говорят как про ресурсы, помогающие учителю, а учебные
объекты предполагают активную позицию ученика.
|